Уважаемые пользователи! С 20 декабря Форум Авто закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
В этот праздник хотелось бы чтобы все посетители "курилки" вспомнили бы , что писали о русских солдатах и казаках, советских солдатах - русские, советские или может быть иностранные писатели.
С Днём Защитника Отечества!!!
Француз который при Ватерлоо сказал: «Гвардия умирает но не сдаётся», - и другие, в особенности французские герои, которые говорили достопамятные изречения, были храбры и действительно говорили достопамятные изречения; но между их храбростью и храбростью капитана есть та разница, что если бы великое слово, в каком бы то не было случае, даже шевелилось в душе моего героя, я уверен, он не сказал бы его: во-первых потому, что, сказав великое слово, он боялся бы этим самым испортить великое дело, а во-вторых, во-вторых, когда человек чувствует в себе силы сделать великое дело, какое бы то ни было слово не нужно. Это, по моему мнению, особенная и великая черта русской храбрости; и как же после этого не болеть русскому сердцу, когда между нашими молодыми воинами слышишь французские пошлые фразы, имеющие претензию на подражание устарелому французскому рыцарству?..
(Л.Н.Толстой "Рубка леса")
Я всегда и везде, и особенно на Кавказе, замечал особенный такт у нашего солдата во время опасности умалчивать и обходить те вещи, которые могли бы не выгодно действовать на дух товарищей. Дух русского солдата не основан так, как храбрость южных народов, на скоровоспламеняемом и остывающем энтузиазме: его так же трудно разжечь, как и заставить упасть духом. Для него не нужны эффекты, речи, воинственные крики, песни и барабаны: для него нужны, напротив, спокойствие, порядок и отсутствие всего натянутого. В русском, настоящем русском солдате никогда не заметите хвастовства, ухарства, желания отуманиться, разгорячиться во время опасности: напротив скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные черты его характера.
(Л.Н.Толстой "Рубка леса)
Бой - дело святое. Бой для русского солдата заключает всебе что-то священное. Он идёт в бой с тем же сосредоточенным чувством, с каким вступает в церковь; горе тому, кто выругается под огнём, его сочтут за нехриста. Перед вступлением в дело, все обнажают головы, осеняют себя крестным знамением, и уста шепчут краткую молитву. Кавказские войска не нуждаются в одушевлении себя барабанным боем и звуками труб.
(К.К.Бенкендорф)
Во время удачного дела кавказский солдат становится очень болтлив, и нет никакой возможности зажать ему рот, - льётся неистощимый поток шуток, прибауток и острых словечек; старики же, кроме того, очень расположены тогда давать советы, которые редко бывают плохи.
(граф К.К.Бенкендорф)
P.S. "кавказский солдат", "кавказцы" - так всегда в России называли русских солдат воюющих на Кавказе; представителей же Кавказских народностей раньше называли - "горцы"
Те, кто, как я, знали близко русского солдата, навсегда сохранили к солдату чувство глубокого поклонения, присоединив к этому ещё и чувство сильной и нежной привязанности. Сколько раз вспоминал я предсмертные сожаления одного расстававшегося с жизнью русского офицера, умиравшего от ран в Париже, который, по свидетельству присутсвовавшего при этом князя Григория Волконского, обратился к нему в последнюю минуту со словами: «Не видать мне более русского солдата! Не слыхать мне более солдатских песен».
… После взятия Ахалциха, где особое мужество проявил Ширванский полк, понесший здесь громадные потери, князь Паскевич обратился к нему с вопросом: «Много ли осталось ещё в рядах полка?» - «Ещё хватит, ваше сиятельство, на два штурма», - ответил ширванец-гренадер.
… Дитя и герой сочетаются в русском солдате. Он хладнокровен и непоколебим в страшной игре на жизнь и смерть, а после боя он уже добродушно мастерит себе из трёх дощечек водяную мельницу и по целым часам следит за её работой, или, например, на службе заставы сторожевой цепи он или забавляется смешками, или дрожит от ужаса, слушая сказки ротного рассказчика.
Храбрые и славные войска, которыми никогда достаточно не нахвалишься!!
(К.К.Бенкендорф)
Смерть!.. Всегда смерть!.. На Кавказе она - направо и налево, спереди и сзади; пуля вам предначертанная, поражает вас в бою, так же во время сна, снаряд поражает вас за столом, со стаканом в руке, так же, как и во время приступа. «Смерть завсегда рядом ходит», как говорят казаки.
Благодаря привычке к вечно повторяющейся опасности, картина смерти стала совершенно обыденной и постоянно представляется уму тех, кто давно живёт на Кавказе. Для тех же, кто там родился, - смерть соседка и, когда она является, то почти что не тревожит того, кого подкашивает, а для тех, кто видит, как умирают, смерть простой случай. Когда казак-туземец бывает убит в перестрелке, то над ним немного повоют старые казачки, а моодые пошлют проклятие «некрещённому» убийце своего возлюбленного, но в станице столько других и таких красавцев, что они быстро утешаются между вчерашней и завтрашней боевой тревогой.
Что касается до мертвеца, то в его честь постреляют из ружей, - это музыка, при которой он впервые увидел день, под звуки которой он резвился ребёнком, под ту же музыку он ухаживал, этой же музыкой приветствовали его друзья день его свадьбы, она сопровождала его в бою, и она же наконец вторила надгробной по нему песне. Для казака выстрел из винтовки — то же самое, что большая тунга кахетинского вина для ленивого жителя благословенной Грузии. Какой бы не представился случай и каково бы не было расположение духа, один стреляет, другой предаётся Бахусу.
(К.К.Бенкендорф)
Что за неоценённое сокровище имеет Россия в своих многочисленных казачьих населениях, которые служат не только оплотом против нашествий, но и первыми этапами на пути завоеваний к югу, и мы живём спокойно под охраной этих воинов с длинными пиками, сторожащих Россию с кургана на курган от берегов Дуная до Кяхты.
(граф К.К.Бенкендорф "Личные воспоминания")
Любо было смотреть на этих лихих, неприхотливых солдат; особенно бросалось в глаза; что, несмотря на близость тут же офицеров, они, казалось, нисколько не стеснялись: все говорили свободно, лежали закусывали, но, вместе с тем, не слышно было ни одного грубого слова, никто не сидит, не стоил спиною к стороне начальства. Случалось, офицер позовёт кого-нибудь, чтобы отдать приказание или просто спросить что-либо — солдат вскочит живо, подбежит весело, бойко, свободно разговаривает с офицером, но стоит почтительно и навытяжку. Офицеры, особенно ротные командиры, обращаясь к ним, всегда называют по фамилии; видно, что они своих солдат всех хорошо знали, поэтому выработались отношения солдат к офицерам не на основании палочной логики, а из постоянного общения и полного уважения. Вот что составляет основание разумной дисциплины, которая ведёт армию к победе. Это была особенность кавказцев, и дух их парит до сих пор — что трудно сохранить в продолжительное время мира. Для подтверждения высказанного мною можно указать на прежние продолжительные войны России, в которых выработалась дисциплина не искусственная, а такая, которая в мирное время, особенно в продолжительное, составляет мечту. Прусская дисциплина, теперь поставляемая нам в пример, положительно искусственная; она составлена не на разумных началах, а на праве сильного, и ею могут увлекаться только теоретики;...
(В.А.Гейман "1845 год. Воспоминания").
… 21 июня, нашего 3-го батальона, которым командовад барон Майдель (ныне генерал от инфантерии), между перевалом Бурцул и Мичикалом весьма значительные толпы неприятеля напали на колонну, когда она очень растянулась; но наши егеря отделались лихо, причём сам князь Бебутов лично подвергся опасности: на него понёсся один лихой наездник; князь, заметив это, выхватил шашку и поскакал навстречу, но тут был вблизи солдат 8-й егерской роты (фамилии не помню): момент, когда оба противника должны были скрестить оружие, выстрелом сбоку ссадил всадника. С этих пор князь Бебутов до самой смерти каждый год, к 21 июня, присылал этому солдату собственноручное письмо самого тёплого содержания и всегда со вложением денег.
(В.А.Гейман "1845 год. Воспоминания").
(Л.Н.Толстой "Рубка леса")
(Л.Н.Толстой "Рубка леса)
(К.К.Бенкендорф)
(граф К.К.Бенкендорф)
P.S. "кавказский солдат", "кавказцы"
(Л.Н.Толстой)
(Л.Н.Толстой)
на счёт создавали (????),
а предавали!: КАЗАКИ НА СЛУЖБЕ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА.
(Л.Н.Толстой)
… После взятия Ахалциха, где особое мужество проявил Ширванский полк, понесший здесь громадные потери, князь Паскевич обратился к нему с вопросом: «Много ли осталось ещё в рядах полка?» - «Ещё хватит, ваше сиятельство, на два штурма», - ответил ширванец-гренадер.
… Дитя и герой сочетаются в русском солдате. Он хладнокровен и непоколебим в страшной игре на жизнь и смерть, а после боя он уже добродушно мастерит себе из трёх дощечек водяную мельницу и по целым часам следит за её работой, или, например, на службе заставы сторожевой цепи он или забавляется смешками, или дрожит от ужаса, слушая сказки ротного рассказчика.
Хра
(К.К.Бенкендорф)
Благодаря привычке к вечно повторяющейся опасности, картина смерти стала совершенно обыденной и постоянно представляется уму тех, кто давно живёт на Кавказе. Для тех же, кто там родился, - смерть соседка и, когда она является, то почти что не тревожит того, кого подкашивает, а для тех, кто видит, как умирают, смерть простой случай. Когда казак-туземец бывает убит в перестрелке, то над ним немного повоют старые казачки, а моодые пошлют проклятие «некрещённому» убийце своего возлюбленного, но в станице столько других и таких красавцев, что они быстро утешаются между вчерашней и завтрашней боевой тревогой.
Что касается до мертвеца, то в его честь постреляют из ружей, - это музыка, при которой он впервые увидел день, под звуки которой он резвился ребёнком, под ту же музыку он ухаживал, этой же музыкой приветствовали его друзья день его свадьбы, она сопровождала его в бою, и она же наконец вторила надгробной по нему песне. Для казака выстрел из винтовки — то же самое, что большая тунга кахетинского вина для ленивого жителя благословенной Грузии. Какой бы не представился случай и каково бы не было расположение духа, один стреляет, другой предаётся Бахусу.
(К.К.Бенкендорф)
(граф К.К.Бенкендорф "Личные воспоминания")
(В.А.Гейман "1845 год. Воспоминания").
(В.А.Гейман "1845 год. Воспоминания").